Свободу читающим детям!

Что читать, как читать, когда читать? Вы задавали себе эти вопросы? Возможно, что и нет. Однако когда появляются дети, возникает вопрос: «А как правильно?». Оказывается, правила всё-таки существуют, пусть и не вполне официальные. Декларацию прав читателей написал французский писатель Даниэль Пеннак. Она была опубликована в книге «Как роман» в 1992 году, а в 2017-м российский «Книжный манифест» призывает «продвигать чтение и книжную культуру, уважая и поддерживая Декларацию о правах читателя Даниэля Пеннака». Этот свод правил показался мне любопытным, и я решила преобразовать его в список прав и свобод читающих детей. И вот что у меня получилось...


1. Право не читать
Если ребёнок по какой-то причине не хочет читать ту или иную книгу – не заставляйте его читать. Даже если это ваша любимая книга. Можете предложить, но если не нашли отклика – не настаивайте. Это только отпугнёт юного читателя.
Сложнее всего, конечно, если это произведение школьной программы и по нему задали написать сочинение или сделать доклад. Как поступить в этом случае? Прочесть самому, рассказать ребёнку о книге, прочесть вместе, а если он категорически отказывается – прочесть ему несколько значимых отрывков, чтобы ребёнок мог составить впечатление о произведении. Возможно, став старше, он вернётся к этой книжке и прочтёт её с удовольствием.

2. Право «перескакивать»
Ребёнок читал одну книгу – и вдруг начал читать другую, не закончив первую? Ну и что? Значит, вторая книга увлекла его больше. Пусть лучше читает то, что нравится. Не исключено, что со временем он вернётся к первой книжке. Ну а если нет – смотри пункт 3.

3. Право не дочитывать
Сложно понять, нравится ли тебе блюдо, пока не попробуешь. Сложно судить, будет ли тебе интересна книжка, пока не начнёшь читать. Сюжет, герои, эпоха, эмоциональное состояние – значение имеет всё. Из личного опыта могу сказать, что никогда не тратила время на книги и фильмы, которые не понравились мне в самом начале. Поэтому считаю, что ребёнку переступать через себя не нужно. Скучно, не увлекает – пусть возьмёт другую книгу.

4. Право перечитывать
У вас была книжка, которую вы перечитывали не единожды? У меня было несколько таких книг, но абсолютный рекордсмен по количеству прочтений – «Сказки про муми-троллей». Эту книгу я прочитала, наверное, раз десять. Опять муми-тролли? – недоумённо интересовалась мама, в очередной раз увидев книжку у меня в руках. Но против никто не был, к счастью. 

5. Право читать что попало
Так как мы говорим о детях, я бы сделала небольшую поправку: право «читать что попало» для его возраста. 
Правда, и здесь бывают исключения. Помню, как в 1-м классе с упоением читала «Василия Тёркина» Твардовского – его как раз проходила в 7-м классе моя старшая сестра, а в 4-м я прочитала «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. 
Если так получилось, что ребёнку по душе пришлась «взрослая» книжка, не всегда нужно её отбирать. Кстати, это верно ещё и в том смысле, что всё запретное привлекает внимание сильнее.

6. Право на боваризм
Ваш ребёнок слишком увлёкся книгой, верит в существование Гарри Поттера, драконов и эльфов? Ну и пусть мечтает. Для этого и нужны сказки, фэнтези и фантастика. Да и вообще разве мы читаем только ради информации? Художественная литература – это, прежде всего, эмоциональный опыт, который получает читатель. Если мир, созданный автором, настолько реалистичен, что читатель в него верит, значит это хороший автор и хорошая книга. Кстати, есть и такая замечательная вещь, как фанфикшн – написание текстов по мотивам известных произведений. Это очень развивает воображение и творческие способности. 

7. Право читать где попало
«Не лежи на полу!», «Не читай на кухне!» – вы говорите такое ребёнку? Зря, потому что иногда книга увлекает настолько, что даже перерыв на обед кажется бессмысленной тратой времени. Кто из нас не читал по ночам, с фонариком, под одеялом? Урон зрению, думаю, был нанесён не такой большой, а вот впечатлений осталась масса.

8. Право «втыкаться»
Вы купили ребёнку детский детектив из популярной серии, которую вы сами с удовольствием читали в детстве. Он прочитал несколько страниц и на ваш вопрос «Ну как?» вяло ответил: «Да ещё не понял»? Не разочаровывайтесь! Нужно время, чтобы разобраться во всех тонкостях сюжета, познакомиться с героями, разобраться, кто с кем дружит и т.д. Возможно, скоро ребёнок сам станет с упоением рассказывать о приключениях главного героя и просить новую книгу серии.

9. Право читать вслух
«Тише, я работаю!» Это про вас? А между тем маленькому человеку бывает нужно не просто видеть текст, но и слышать его. Читать вслух полезно.

10. Право молчать о прочитанном
Ребёнок не хочет делиться с вами впечатлением о прочитанном? Причин может быть несколько. Возможно, книга не произвела на него должного впечатления, и поэтому он отзывается о ней односложно – «понравилось» или «весёлая». Может быть и совсем наоборот: книга произвела настолько глубокое впечатление, что ребёнку просто трудно облечь свои переживания в слова или он воспринимает это как нечто интимное, личное. Вы должны понимать, что он может прочитать что-то и вообще не сказать вам об этом. Это его право.

Как вам такие правила? Мне нравятся! Давайте читать сами, покупать книжки детям и получать удовольствие от чтения. Свободу читающим!

Поэт, детский автор,
Людмила Сухоставец