Мир подсказывает нам путь

Мир стремительно идёт вперёд. Кому-то нравится траектория движения, кому-то – нет. Глобальные перемены связаны в первую очередь с технологиями. Современная письменность – это набор слов на компьютере. Живопись и каллиграфия – рисование на планшетах. Почта, телефон, книги – всё в электронном формате. Общение переместилось в социальные сети и мессенджеры. Процессы автоматизированы. Роботы и интернет вещей – едва ли не самый быстрорастущий сегмент мирового рынка. Дальше – больше. Возможно, мы и сами до конца не понимаем, куда нас ведёт эта дорога. Ясно только одно – за технологиями будущее.

Технологии в детском образовании

Представьте сегодня человека, регулярно пишущего друзьям бумажные письма.
Смешно? С обучением то же самое. Пытаясь учить детей только по книжкам, мы натыкаемся на вполне понятную проблему – дети попадают во взрослый мир, где кругом технологии, и начинают получать все те навыки, которые они не получили в школе, на курсах или на занятиях с репетитором. Поэтому обучение в электронном формате – важная часть образования.

Дополнит или заменит?

Действительно, споры по поводу онлайн-образования ведутся давно. Речь уже не идёт о нужности формата. Возникают вопросы другого характера: с какого возраста начинать обучаться, сколько времени можно проводить за компьютером, должно ли онлайн-обучение стать обязательной частью школьного курса или может остаться факультативом? Здесь родители и специалисты оказываются в тупике – слишком уж всё индивидуально. Как рассчитать процент онлайн-нагрузки для ученика, который мечтает о программировании, и для ученика, который хочет стать футболистом? Понятно, что нагрузка будет разная. Здесь нужен гибкий формат. Именно такие решения сейчас разрабатывают повсеместно.

Авторитетный футуролог из США Томас Фрей предполагает, что к 2030 году крупнейшим интернет-бизнесом будет образовательная компания, о которой еще никто не знает. По словам г-на Фрея, в образовательном учреждении будущего педагогов заменит искусственный интеллект, который будет гибко подстраиваться под возможности, склонности и цели учащихся.

Онлайн-образование в России и мире

Объем мирового рынка образования в 2017 году фиксировали на уровне $ 4,5–5,0 трлн. Доля онлайн-сегмента – порядка 3 %, или $ 165 млрд. К 2023 году цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $ 240 млрд, прибавляя более чем по 5 % в год. Более оптимистичный прогноз – ежегодный рост на 17 %. 

Наиболее крупный и устойчивый рынок онлайн-образования – в США, однако в связи с насыщенностью рынка темпы его роста замедляются и составляют + 4,0-4,4 % ежегодно. Второй крупный регион, где онлайн-образование набирает обороты, это Юго-Восточная Азия, особенно Индия и Китай. Здесь рост рынка составляет + 17 %, и средств в него инвестируют почти вдвое больше, чем в Западной Европе. Схожий рост наблюдается в Восточной Европе (+ 17 %). Основным драйвером рынка Восточной Европы является Россия: среднегодовой рост ее рынка, по разным оценкам, составляет от 17 до 25 %. [По материалам «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий». edumarket.digital.]

Молодой и быстрорастущий рынок российского онлайн-образования постоянно меняется, однако дистанционные технологии обучения уже активно осваиваются пользователями. Конечно, это повлияет на нас и наших детей. Хочется верить, что мы сможем дать нашим детям лучшее, современное образование и будем идти в ногу со временем. Если сказать словами древних – меняется мир, и мы меняемся вместе с ним.

Команда MobiTutor